Как известно, самыми токсичными компонентами выхлопных газов машин являются оксиды углерода, углеводороды, оксиды азота. С двумя первыми элементами эффективно справляется нейтрализатор каталитического типа, а вот оксиды азота он отсеивает недостаточно. Чтобы уменьшить концентрацию вредных выбросов оксидов азота, была создана система ЕГР в автомобиле.
Что такое система ЕГР?
Данная система обеспечивает рециркуляцию выхлопных газов. Она была создана не для повышения технических характеристик двигателя. Эту систему ставят только из соображений экологической безопасности.
Идея состоит в том, чтобы на конкретных режимах работы мотора подавалась отдельная часть отработанных газов из выпускного коллектора в впускной. Увеличенное содержание оксидов азота в выбросах ДВС происходит из-за высокой температуры в емкости сгорания. Катализатором данной реакции становится кислород – чем больше его концентрация, тем больше температура горения. Если к воздуху подмешать выхлопные газы, то в нем уменьшится концентрация кислорода. В итоге температура сгорания смеси и, следовательно, токсичность газов из выхлопа уменьшается.
Где устанавливают систему ЕГР на автомобиле?
Данные системы ставятся на бензиновые и дизельные моторы, кроме турбированных. Благодаря избытку воздуха в дизеле появляется большое количество азотистого оксида. Помимо улучшения экологических характеристик, еще есть и другие положительные последствия системы ЕГР. В бензиновых силовых агрегатах порция выхлопных газов, уменьшая разряжение во впускной емкости, сокращает насосные потери, что обеспечивает уменьшение расхода горючего на 3 процента.
Еще один положительный момент – работа при сниженной температуре в бензиновом моторе уменьшает риск появления детонации, а работа дизельных двигателей становится мягче. У дизелей с системой ЕГР выброс сажи сокращается на 10 процентов.
Принцип действия
Работа системы зависит от разновидности двигателя. Клапан в дизелях открывается на холостом ходу и подает до 50 процентов объема воздуха на впуске. С увеличением оборотов клапан закрывается пропорционального до полного закрытия при наибольшей нагрузке. Во время прогрева мотора клапан полностью должен быть закрытым. В бензиновых моторах ЕГР не включается, когда силовой агрегат холодный, на холостом ходу и на оборотах самого большого крутящего момента. При средней и низкой нагрузке система обеспечивает до десяти процентов воздуха, подаваемого на впуск.